Lexus LX 450D 2017 года заехал к нам с задачей заменить штатный звук. Послушали мы заводское решение и сразу стало понятно, над чем нам нужно работать и как. Звук для такого представительного джипа — катастрофически никакой. От слова совсем. Нужно учесть, что в данном авто — аудиосистема базовая. То есть никаких МаркЛевинсон и все такое.
Нас попросили, чтобы:
- Штатное ГУ осталось родное
- Никаких переделок салона
- Кратчайшие сроки
- Разумный бюджет
КОНФИГУРЦИЯ СИСТЕМЫ
Поскольку главным условием владельца Lexus LX 450D было оставить интерьер автомобиля внешне таким же, как с завода, мы решили все динамики устанавливать в штатные места, но с небольшими доработками (поработали немного над посадочными местами для всех динамиков в итоге, но об этом ниже).
Итак, схема аудиосистемы приведена ниже. Источник звука — заводское ГУ. Сигнал собираем с заводского усилителя процессором Audison Bit Nove. Раздаем с процессора сигнал на два усилителя — Mosconi One 80.4 поканально на твитера и серединки, Hertz ML Power 4 отдает два канала на мидбасы и два мостом на сабвуфер Focal P25F.
Машина приехала к нам полностью обработанная шумо- и виброизоляцией. Честно, работа по шумоизоляция была сделана мягко говоря непрофессионально. Лист виброизоляции можно без труда отклеить от металла. Клиент знает об этом, но исправлять планов нет, поэтому имеем то, что имеем.
ШТАТНАЯ АУДИОСИСТЕМА
Заводская комплектация представляет собой трехкомпонентный фронт и широкополосный тыл. Усиление на фронте полупоканальное. Отдельно сигнал идет на мидбасы и отдельно на сч/вч звено. На среднечастотнике установлен фильтр первого порядка в виде конденсатора (видно на фото), после которого сигнал идет на твитер. Соответственно сигнал на процессор мы подаем с 4х передних каналов штатного усилителя, и уже процессор «сшивая» два диапазона получает полную полосу частот, которую мы фильтруем на выходах в соответствии с нашими потребностями. При этом не обязательно подавать на процессор сигнал тыловых динамиков со штатного усилителя. Тыловые динамики также можно реализовать на отдельных каналах процессора и регулировка фейдера будет доступна с пульта DRC.
Заводское головное устройство — это магнитола с огромным монитором, которая может воспроизводить музыкальные файлы с диска или флешки (только MP3). Управление магнитолой в Lexus LX 450D производится с кнопок на руле или с помощью джойстика, расположенного на центральной консоли. Замена ГУ в таком автомобиле — дело бесполезное и бессмысленное. Поэтому магнитола в нашей системе осталась родная.
Начинаем разбор салона и смотрим, что скрывается под названием «штатный звук» Лексус.
Вот так выглядит передняя дверь после того, как мы ее разобрали — штатный динамик овал 6х9, виброизоляция еле-еле держится на металле(((
Такое впечатление, что вибру рвали руками…
Заводской твитер (мейд ин чайна) расположен на стойке, середина находится в торпедо по углам под стеклом. Неплохое расположение для среднечастотников и не самое лучшее для твитеров.
Обратная сторона среднечастотного динамика заводской аудиосистемы Lexus LX 450D:
У вас Лексус, говорите?) А ваш Лексус напичкан низкопробной китайчатиной!
Для сравнения — два среднечастотных динамика — Hertz ML 700.3 и заводской:
Внушительный магнит мидренджа Hertz ML 700.3 (топовая серия Mille Legend):
Вот такой штатный овал 6х9 мы выбрасываем из Лексус ЛХ450Д, оцените магнит и конструкцию в целом — дешевка в чистом виде:
А вот это будет стоят в передних дверях — топовый мидбас Hertz ML 1650.3:
Итак. Разобрали двери, сняли передние стойки, в которых стоят твитеры, сняли среднечастотники (в углах торпедо, под стеклом). Заводские овалы (примитвные пластмаски в дверях с полипропиленовым диффузором) меняем на мидбасы Hertz ML 1650.3 из серии Mille Legend. Для монтажа в передние двери мидбасов изготавливаем подиумы из двух комплектов профессиональных проставочных колец Connects2 CT25TY09 и CARAV 14-047. Подиумы получаются с небольшим подворотом на водителя.
Среднечастотные динамики Hertz ML 700.3 из серии Mille Legend монтируем в штатное место под стеклом в торпедо. По образцу родных серединок были изготовлены проставки из фанеры под новый комплект, а также доработана штатная сетка. Было расширено отверстие в ней, чтобы она также не касалась подвеса динамика.
Штатные твитеры значительно меньше новых ML280.3:
Можно было бы поставить твитера Hertz ML 280.3 изнутри на штатное отверстие, но тогда часть нового твитера играла бы под пластик. Было решено разобрать посадочное место. Распаяли пластиковый элемент крепления твитера, сняли защитную сетку, расширили отверстие до нужных размеров и закрепили новый твитер максимально близко к штатной сетке. После чего собрали все и привели к штатному виду.
Защитная сетка, под которой прячется штатный твитер:
Пытаемся пристроить Hertz ML 280.3 вместо штатного твитера, но… места слишком мало
И что с этим делать?) Ну, не Мистери же вместо Милле монтировать))))
Поработали немножко, поколдовали и все встало, как надо
Надежное крепление твитера важный элемент. Штатный твитер держался на штатных защелках, но для нашего топового твитера нужно кастом решение.
И снова защитная сетка в первоначальном виде, но под ней уже совсем другая история…
ПРОЦЕССОР ДЛЯ Lexus LX 450D
Звуковой процессор DSP для аудиосистемы в Lexus LX 450D мы выбрали Audison Bit Nove. Этот девайс имеет 6 входов и 9 выходных каналов, что нас вполне удовлетворяло для выбранной конфигурации. Аудиопроцессор установили в нише заднего правого крыла. Сигнал на него приходит высокоуровневый со штатного усилителя, расположенного под водительским сиденьем. Пульт DRC установлен в откидной карман слева от руля, получилось очень красиво и удобно, без изменения интерьера, потому что мест для открытой установки в этом автомобиле реально нет.
Кабель USB для настройки вывели к вентиляционному отверстию в ногах заднего пассажира. Доступ к нему не сложный, достаточно открутить один саморез и достать кабель из под ковра.
Дистанционный пульт DRC управления процессором позволяет выбирать одну из четырех настроек (пресетов) и регулировать уровень всей аудиосистемы. Поэтому удобно, чтобы пульт был под рукой, но в тоже время не мешал водителю. С этим мы справились на отлично!
УСИЛИТЕЛИ
Два усилителя, так же, как и процессор, расположились в нише заднего правого крыла. Закреплены оба на фанеру: Hertz ML Power 4 — расположен ближе к кузову автомобиля, а Mosconi One 80.4 «смотрит» в салон. Благодаря такой конструкции и компактным размерам усилителей (оба класса D) мы смогли оставить достаточно места для корпуса стелс сабвуфера. Для того, чтобы такая конструкция смогла разместиться в нише заднего правого крыла нам пришлось избавиться от штатного пластикового кармана.
От процессора межблочными кабелями небольшой длины сигнал подается на усилители. В нашем случае Hertz ML Power 4 работает на фронтальные мидбасы и мостом на сабвуфер, а Mosconi One 80.4 поканально на серединки и твитеры.
Вот здесь, в нише заднего правого крыла, и будут установлены усилители:
Поскольку у нас поканалка, провода тянем на каждый динамик отдельно:
Межблочный кабель паяли самостоятельно, используя необходимую длину:
САБВУФЕР ДЛЯ Lexus LX 450D
В аудиосистеме такого класса, как мы установили в Lexus LX 450D не предполагается установка готового саба в корпусе — не тот уровень (хотя, например, Audison сделал кое-что интересное в этом плане, но об этом в другой раз).
В данном случае был смысл сделать корпус стелс («невидимый» сабвуфер проще говоря). Корпус стелс позволяет сохранить обьем багажника, сохранить интерьер практически без изменений, а самое главное — подобрать действительно классный сабвуфер под конкретный автомобиль и конкретную аудиосистему. Исходя, из полученной информации в интернете о том, какой приблизительно обьем корпуса мы можем получить в Lexus LX 450D, выбрали сабвуфер Focal P25F с диффузором из льна в размере 25 см.
Процесс изготовления корпуса (корпус делали наши коллеги, это уже вторая наша коллаборация и вполне успешная, связано это с тем, что наши почти стерильные условия в боксе не позволяют проводить грязные работы). Итак, погнали:
ПЕРЕНОС ДОМКРАТА
Почему заостряем внимание на домкрате? Да потому, что для него пришлось изготавливать корпус из стеклопластика! Заводской домкрат в Lexus LX 450D находится в нише заднего правого крыла — аккурат там, где есть единственное достаточное по объему место для корпуса сабвуфера. На фото в нижней нише располагался заводской домкрат:
Поэтому, можно пожертвовать местом расположения домкрата и найти другое, удобное и легкодоступное место. Этим местом была выбрана нижняя крышка багажника — при разборе мы увидели, что справа достаточно места по глубине, чтобы разместить там домкрат.
Дальше подготовили домкрат к формированию полости для него из стеклопластика. Видно, что глубины в таком виде недостаточно — надо резать пластиковую обшивку крышки багажника по форме домкрата и с ней работать.
НАСТРОЙКА АУДИОСИСТЕМЫ
Самый важный и завершающий этап построения любой процессорной системы — это настройка. Мы работаем с оборудованием Audison, практически всегда первоначальную настройку производим профессиональным комплексом Audison Bt Tune — эта штуковина умеет хорошо настраивать временные задержки и частотку, но окончательную настройку все равно надежнее сделать вручную.
На начальном этапе настройки делаем замеры технических возможностей источника (в нашем случае это OEM ГУ — штатной магнитолы Lexus LX 450D). С помощью этих замеров мы можем увидеть весь ли слышимый частотный диапазон воспроизводит OEM магнитола, можем увидеть насколько эквализирован сигнал OEM магнитолы. Также с помощью Audison Bit Tune мы можем узнать максимальный неискаженный уровень сигнала для конкретной магнитолы (в данном случае максимальная громкость без искажений — 54 при максимальном общем уровне в 63).
Вот, как это происходит:
— с помощью встроенного осцилографа в Audison Bit Tune измеряем сигнал на выходах штатного усилителя. Сначала меряем сигнал на СЧ-ВЧ канале. Потом на НЧ канале.
Все увидели, что на одном канале нет низов, а на другом канале нет середины и высоких? Да? Отож. Процессор в таком случае снимает сигнал со всех каналов, которые мы подключаем и «сшивает» их воедино, в результате чего мы получаем полную полосу частот.
Дальше смотрим, насколько эквализирована штатная магнитола в Lexus LX 450D. Сначала берем сигнал с правого канала, потом с левого. По фото ниже прекрасно видны все эти горбы и провалы в АЧХ. В идеале АЧХ должна быть ровная. С помощью процессора мы можем запустить процесс деэквализации, который позволит сделать сигнал ровным.
Мы подготовили четыре совершенно разных настройки для клиента — одна очень сдержанная и нейтральная настроенная вручную, вторая — полуавтоматическая, третья — настроена вручную с упором на бас и яркую середину, четвертая — не настраивалась вообще. Клиенту предложили послушать эти четыре настройки в течение двух недель, выбрать ту, которая нравится больше всего, чтобы ее впоследствии донастроить, когда динамики «разыграются»…